Интервал между буквами и строками: Стандартный Средний Большой

Свернуть настройки Шрифт: Arial Times New Roman

04 июня 2020

Тюменской транспортной прокуратурой в ходе осуществления надзора за соблюдением прав пассажиров при перевозке воздушным транспортом и по результатам рассмотрения обращений граждан выявляются нарушения, допускаемые авиакомпаниями, в том числе в связи с отказом пассажира от договора воздушной перевозки.

В этой связи Тюменская транспортная прокуратура полагает необходимым обратить внимание на положения воздушного законодательства, регламентирующего порядок отказа пассажира от договора воздушной перевозки, в том числе в связи с распространением на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

С 27 марта 2020 г. временно прекращено регулярное и чартерное авиасообщение между Россией и иностранными государствами. Исключением являются рейсы для вывоза российских граждан из-за границы в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и полеты по отдельным решениям правительства.

Меры, которые бы ограничивали внутренние воздушные перевозки, пока не принимались.

Таким образом, отказ пассажира от международной воздушной перевозки, которая должна была состояться в период действия запрета международного авиасообщения, считается вынужденным, и провозная плата подлежит возврату

Что касается полета, который должен состояться после снятия ограничений (и авиакомпания не отменяла соответствующий рейс), то отказ от него считается добровольным. В этом случае деньги возвращаются пассажиру согласно условиям тарифа (п. 1 Поручения Правительства РФ от 26.03.2020; Информация Росавиации от 26.03.2020; Информация Минтранса России от 01.04.2020).

Отказ пассажира от внутренней воздушной перевозки в случае отмены рейса авиакомпанией считается вынужденным, и провозная плата должна быть возвращена. Отказ пассажира от внутреннего рейса при продолжении полетов авиаперевозчиком считается добровольным, и деньги пассажиру возвращаются согласно условиям тарифа.

Необходимо обратить внимание на то, что порядок возврата уплаченной пассажиром провозной платы зависит от тарифа перевозки: возвратный или невозвратный. Также имеет значение время оповещения перевозчика о расторжении договора: до окончания регистрации на рейс, указанный в билете, или после ее окончания.

В соответствии с п. 2 ст. 108 Воздушного кодекса Российской Федерации, п. 277 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденных приказом Минтранса России от 28.06.2007 №82, п. 116 Правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденных приказом Минтранса России от 25.09.2008 №155, пассажиру возвращается полная стоимость авиабилета, если перевозка ни на одном участке не была выполнена, в случае вынужденного отказа пассажира от перелета в связи с:

1) его болезнью или болезнью члена его семьи либо близкого родственника, совместно следующих с ним на самолете (указанный факт должен быть подтвержден документально), при условии уведомления перевозчика до окончания регистрации пассажиров на рейс.

2) смертью члена его семьи или близкого родственника (указанный факт должен быть подтвержден документально) при условии уведомления перевозчика до окончания регистрации пассажиров на рейс;

3) задержкой отправления самолета или отменой рейса, выполнения рейса не по расписанию;

4) изменением перевозчиком маршрута перевозки;

5) несостоявшейся отправкой пассажира из-за невозможности предоставить ему место на рейс и дату, указанные в билете;

6) несостоявшейся перевозкой, вызванной задержкой пассажира в аэропорту из-за продолжительности проведения его досмотра, если при его личном досмотре или досмотре багажа не было обнаружено запрещенных к перевозке веществ и предметов;

7) необеспечением перевозчиком стыковки рейсов в случае выполнения единой перевозки;

8) неправильным оформлением билета перевозчиком или уполномоченным агентом;

9) непредоставлением пассажиру обслуживания по классу, указанному в билете.